Культура публичного выступления

 

Собираясь выступать с докладом, позаботьтесь раньше всего о содержании и только потом подумай о форме. Не подчиняйтесь непосредственным впечатлениям; подумай – нужно ли, можно ли, стоит ли об этом говорить аудитории.

 

Будь автором своих выступлений, не выступай с чужим материалом.

Будь объективен и беспристрастен в изложении своих мыслей. Используй больше глаголов и меньше прилагательных.

 

Хорошенько взвесь, чего ты, собственно, добиваешься своим вступлением: заставить аудиторию почувствовать, пережить, уверовать или подумать, проанализировать, лично убедиться. Если первое – бейте на чувства; если второе – апеллируйте к рассудку. Не унижайся перед аудиторией, не заискивайте – это вызывает недоверие, неуважение. Знайте, чем живет аудитория в данный момент. Это позволит овладеть ситуацией.

 

Помни о начале доклада: оно мобилизует внимание аудитории, создает настроение.

Время от времени разряжай сугубо серьезную атмосферу доклада (интересный случай, яркий пример, нарочно сделанный неожиданный вывод, вызовите аудиторию на реплику и тут же реагируйте).

 

Следи во время выступления за настроением и поведением аудитории и в соответствии с этом сокращай или дополняй содержание, перестраивайте план, меняйте общий тон.

Перед массовой аудиторией начинайте со значимого и конкретного и постепенно переходи к незначимому и отвлеченному.

 

Чтобы «открыть аудитории уста» и вызвать прения, уже в процессе доклада необходимо принять целый ряд мер: Выдели ряд спорных вопросов, нарочно подчеркни, что в каком-то вопросе ты сам сомневаешься.

 

Длинен и труден путь через наставления; короток и легок – через примеры.

 

Используй все органы чувств своих слушателей, это весьма важно.

 

Цифровые данные лучше всего приводить сравнительного характера.

Выражайте их графически. Выбирайте форму изложения своих мыслей, принимая в расчет количество слушателей, уровень их подготовки, общее настроение аудитории.

 

Оставь на конец доклада наиболее убедительные факты, яркие примеры, выразительные образы. Само заключительное слово построй так: вкратце повтори основные мысли своего доклад, подчеркни главную идею и наметь пути размышлений своих слушателей.

 

Аудитория больше всего верит тому оратору, у которого слово не расходиться с делом, который сам выполняет то, к чему призываешь других.

 

 

109