Отбор и подбор персонала

Отбор - одна из самых важных задач каждого менеджера, и именно он должен обеспечить отбор самых подходящих людей на самые подходящие для них позиции. К сожалению, менеджеры склонны доверять своей интуиции, чем использовать объективные стандарты.

 

Процесс отбора подходящего персонала состоит из 4-х шагов: определение, поиск, обсуждение и принятие решения

  • Стадия определения призвана установить критерии должности на основании рабочих навыков и качеств характера, необходимых для той позиции.
  • Стадия поиска состоит в выборе потенциальных кандидатов, соответствующих установленным критериям.
  • На стадии обсуждения проводятся интервью с потенциальным кандидатом, чтобы определить, на сколько они соответствуют этим критериям.
  • Стадия принятия решения призвана определить тех, кто объективно лучше всего им соответствует.

Нужно установить список приоритетов тех качеств, которые необходимы кандидату. Такой список станет руководством для создания параметров должности.

 

Изучая резюме кандидата, менеджер стремится достичь 2х целей.

Обычно оценить резюме кандидата довольно сложно, потому, что не бывает 2х одинаковых резюме, и информация в них чаще всего неполная. Кандидат сообщает в резюме только ту информацию, которую хочет сообщить. Менеджер должен научиться «читать между строк» - и до некоторой степени научиться понимать характер кандидатов.

  • Во-первых, выяснить, в какой мере навыки или способности соответствуют периметрам должности. Для этого нужно оценить резюме с точки зрения потребности.
  • Во-вторых, менеджер должен сформулировать на основании резюме два или три вопроса, выявляющих квалификацию кандидата.

 

Далее подготовка к интервью

Хорошее интервью не происходит само по себе. Чтобы за короткое время получить максимальную информацию о человеке, нужны тщательные исследования и подготовка.

 

Структура интервью

Неструктурированное интервью

В ходе такого интервью менеджер может двигаться в любом направлении и задавать любые вопросы.

Тот, кто принимает окончательное решение может использовать именно такой тип. Интервью будет удачным ровно настолько, насколько хороши вопросы, которые на нем задаются. Неудачный вопрос не позволяет кандидату дать точную и честную информацию о себе. Последний шаг подготовки к интервью - убедиться, что к нему готов сам менеджер. Прежде всего менеджеру необходимо обратить внимание на место проведения интервью: где оно будет проводиться и подходит ли оно?

Установлено ли время интервью так, чтобы вас не отвлекали и не прерывали? Сможет ли менеджер уделить достаточно времени и внимания достижению цели интервью? Благодаря таким незаметным деталям интервью может пройти гораздо более гладко. Чем более объективен менеджер, тем более эффективным будет процесс интервью.

 

Структурированное интервью

Здесь вопросы задаются по списку, и нет никаких отклонений от этого плана. Исследования показали, что этот метод позволяет собрать наиболее полную и точную информацию для отбора. 

 

Частично структурированное интервью

Это вариант структуры предыдущего типа. Вопросы задаются по стандартному списку, который используется для всех кандидатов, но интервью проверяет те области, которые могут потребовать дальнейшего изучения.

 

Избегайте следующих распространенных ошибок при проведении интервью:

  1. Слишком большой акцент на негативной информации.
  2. Слишком большой акцент на позитивном качестве.
  3. Желание получить подтверждения своих предположений.
  4. Склонность не проводить интервью, а агитировать кандидата.
  5. Минимальное время интервью обычно составляет 30 мин, а максимальное - около часа.

 

Очень важно, чтобы в течении всего интервью кандидат чувствовал себя комфортно

Необходимо помнить, что интервью - в высшей степени стрессовая ситуация для кандидата, и он вряд ли сможет оставаться внимательным и энергичным в течении более долгого по времени. С психологической точки зрения, страх и напряжение затрудняют процесс мышления. Цель интервью - собрать точную информацию, и эта цель не будет достигнута, если кандидат чувствует себя напряженно или как на допросе. В целом, чем более расслаблен кандидат, тем более точно и вразумительно он будет отвечать на ваши вопросы. Любой кандидат составляет свое мнение об организации: будет ли его мнение отрицательным или положительным. Если его не примут на работу, но отнесутся к нему с уважением и профессионально, это, без сомнения, произведет на него впечатление и составит позитивное мнение об организации. Такой человек передаст другим свое позитивное впечатление, а это- хороший маркетинг.

 

Вопросы в ходе интервью можно разделить на три основные категории:

  • Образование
  • Опыт работы
  • Общие вопросы.

Менеджеру нужно выработать те вопросы, которые, по его мнению, помогут выявить самые важные особенности кандидата, необходимые для сравнения его кандидатуры с параметрами должности.

 

Вопросы для собеседования

  • Почему вы хотите получить эту работу?
  • Почему вы хотите работать именно в этой компании?
  • Что вы знаете о данной должности, компании. Отрасли?
  • Приходилось ли вам выполнять подобную работу раньше?
  • С каким оборудованием вы можете работать?
  • Какой опыт работы вы имеете в данной сфере7
  • Расскажите о себе
  • Назовите пять качеств, которые характеризуют вас как человека
  • Можете ли справиться с работой в условиях стресса?
  • Почему вы оставили прежнее рабочее место?
  • Почему вы так долго не устраивались на работу?
  • Какого мнения был о вас прежний работодатель?
  • Каковы ваши планы на будущее?
  • Когда можете приступить к работе?
  • Каковы ваши сильные стороны? 

 

Умение слушать

Менеджеру нет никакого смысла задавать вопросы, если он не обращает внимания на ответы Умение слушать - важный навык, и многим менеджерам он дается нелегко. Очень важно не только слушать то, что говорит собеседник, но и понимать как и почему он это говорит.

 

Кандидат не просто отвечает на вопросы, он раскрывает свои чувства по поводу этих вопросов  

На это указывают следующие признаки:

  1. Отвечает кандидат быстро или сомневается в ответе.

Человек, склонный к размышлениям сделает паузу, прежде чем ответить на вопрос.

  1. Очень уверенный в себе кандидат ответит быстро.

Длинный или неуверенный ответ может указывать на то, что кандидат пытается просчитать, что вы хотите услышать.

  1. Путанные или несвязные ответы.
  2. Кандидат мыслит вслух.

Он ищет ответ до тех пор, пока не сочтет, что нашел подходящую формулировку.

  1. Повторяющиеся ответы.

Если в процессе интервью кандидат больше одного раза делает акцент на каком-то своем качестве, особенности или достижении, значит, он считает, что это его самая сильная сторона.

  1. Ответы не согласуются между собой.

Если ответ не совпадает с тем, что кандидат сказал раньше, значит, он пытается говорить то, что вы хотите услышать, а не то, что есть на самом деле.

  1. Просьба повторить вопрос.

Потеря концентрации в процессе интервью -  довольно частое явление, но, если это происходит больше одного раза, возможно, у кандидата есть проблемы с вниманием и концентрацией.

 

Что делать, если кандидат сразу спрашивает о зарплате?

Некоторые кандидаты могут с самого начала спросить о финансовой компенсации на данной позиции.

  • Ответить прямо. Это особенно эффективно, если оплата очень конкурентно способна.
  • Отложить ответ. Сказав, что должны обсудить данный вопрос с руководством.
  • Задать встречный вопрос. Спросить кандидата, как, по его мнению, должна оплачиваться эта работа или какой оплаты он ожидает.

Хотя почти для всех финансовая компенсация является основным мотивом, менеджер ни при каких обстоятельствах не должен терять контроль за ходом интервью. самое важное, менеджер никогда не должен извиняться за маленькую зарплату или отсутствие льгот. Каждый шаг интервью должен быть направлен на то, чтобы показать организацию в самом благоприятном свете.

 

Внешний вид

Выбор одежды для интервью должен быть соответствующим.

Первым впечатлением о манерах, например, рукопожатие, может указывать на уверенность в себе или на волнение. Руки и жесты. Обычно в процессе всего интервью кандидат поддерживает один и тот же тип движений тела. Если тип движений внезапно меняется, это может указывать на то, что кандидата взволновал какой-то вопрос или свой ответ. Выражение лица. Как в случае с жестами и движениями тела, кандидат обычно поддерживает один и тот же тип выражения лица в процессе всего интервью. Если выражение его лица внезапно меняется, на это есть какие-то причины. 

 

Завершение интервью

Позитивным и определенным должно быть не только начало интервью, но и его окончание. Сигнал к тому, что менеджер закончил задавать вопросы - спросить кандидата есть ли какие-то вопросы у него. Ответив на вопросы кандидата, менеджеру следует объяснить, каким будет следующий шаг процесса приема на работу. Кандидат должен точно знать, когда ему сообщат о следующем шаге процесса, если он будет. Совершенно необходимо сделать это именно тогда, когда вы обещали.

В противном случае доверие кандидата будет обмануто, и это продемонстрирует непрофессионализм и отсутствие честности со стороны организации. Чтобы показать, что интервью окончено, встаньте, обменяйтесь с кандидатом рукопожатием и проводите его к двери. Немедленно запишите свои впечатления, уделите несколько минут тому, чтобы беспристрастно поразмышлять над ответами кандидата и еще раз просмотрите требование к должности.

 

Выбор лучшего кандидата.

После окончания всех интервью возникает сложная задача: решить, какой кандидат оказался самым лучшим. При выборе кандидата нужно иметь ввиду три основных критерии: объективные, субъективные и практические факторы.

 

  • Объективные Факторы.

Чем более объективным был менеджер в процессе отбора, тем выше вероятность выбора самого подходящего кандидата.

  • Субъективные факторы.

Эти факторы сложно измерить, менеджер должен их чувствовать. Чем больше у менеджера опыта, тем проще ему оценивать субъективные факторы.

  • Негативные факторы

Иногда менеджеры попадают под влияние определенных характеристик кандидатов, но это быть не должно.

 

Кандидаты бывают:

  • Герои
  • Нуждающиеся
  • Безработные
  • Вечно подающие надежды

Подобные личности часто производят впечатление на менеджеров.

Но такое поведение следует признать негативным и таким людям не стоит доверять.

На менеджера возлагается огромная ответственность за выбор и отбор кандидата.

Помните, вы работаете с людскими ресурсами. Это огромная ответственность. 

 

Все это и многое другое вы узнаете на практическом тренинге в Ташкенте «Менеджмент», с упражнениями и разборами на реальных примерах.

 

редварительная запись и информация о тренинге по телефону: +998 94 605 87 98

e-mail: irinanovich@mail.ru

Бизнес- тренер Новичихина Ирина Геннадьевна 

 

15